Залогом крепкого здоровья и успешной учебы школьника является правильное питание и большинство родителей стремятся следовать этому постулату.
Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов.
Назовем их еще раз:
1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
4. Оптимальный режим питания.
5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
6. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:
- Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.
- Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
- На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
- Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.
Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.
Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.
Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.
При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.
Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует еще раз напомнить родителям о важности получения горячего питания ребенком в течение учебного дня.
Мероприятия с участием родительской общественности, по вопросам питания обучающихся:
Родительский патруль - 23.09.2021 г.
Родительский патруль -06.04.2022 г
Заявка-соглашение на посещение школьной столовой (копия.pdf)
Ответы на вопросы родителей по организации питания:
Кому предоставляется двухразовое бесплатное питание в школе?
В соответствии с Порядком предоставления двухразового бесплатного питания, утверждённого приказом министерства и науки Самарской области № 68-од от 03.02.2020 двухразовое бесплатное питание предоставляется обучающимся с ограниченными возможностями здоровья при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии об установлении статуса «обучающийся с ОВЗ» (с актуальным сроком действия)
Какие основания для прекращения льготного питания?
Основанием для прекращения предоставления льготного питания может послужить:
- выбытие обучающегося из образовательного учреждения;
- истечение срока действия льготного периода;
- отсутствие актуального на новый учебный год заявления на предоставление льготного питания.
Могут ли дети и их родители повлиять на составление меню в школьной столовой?
– Существуют разные формы взаимодействия родителей и администрации школы. В данном аспекте каких-либо универсальных рецептов нет. Это могут быть общешкольные родительские собрания с участием руководства школы и приглашением организаторов питания, родительский контроль, совместные дегустации блюд, иные мероприятия. Также граждане могут направлять обращения, которые адресуются, как правило, директору школы, организатору питания, органам управления образованием и Роспотребнадзору.
Однако следует заметить, что перед тем, как влиять на содержание меню, родителям целесообразно ознакомиться с требованиями, определяющими безопасность и полезность предлагаемого в школе питания с принципами здорового питания, понять профилактический вектор школьного питания. Сначала важно вникнуть, а потом уже предлагать.
Как решить проблему блюд, которые доходят до школьников уже в холодном состоянии?
– Действительно этот вопрос очень часто задается и в средствах массовой информации, и звучит в обращениях родителей, поэтому при проведении контрольных мероприятий большое внимание уделяется именно этой проблеме. Родительским патрулём в рамках городской акции «Родители -за безопасное детство» проводят регулярные рейды в школьную столовую, измеряют температуру горячих блюд. (только 0,8 % не отвечали гигиеническим требованиям). Сегодня ГОСТом нормируется температура выдачи блюд: для супов – это 75 градусов, для гарниров и основных блюд – 65 градусов. В соответствии с требованиями санитарных норм и правил во всех рецептурах блюд сегодня указывается эта температура, организация старается выдержать эти правила.
При этом обеспечивается и безопасность, и температура выдачи горячих блюд.
Ребенок не ест на завтрак, говорит, что все невкусное. Стоит ли родителю прийти и проверить? Как это лучше сделать?
– Конечно, можно принять участие в мероприятиях родительского контроля, сегодня это не запрещено. Есть положение о родительском контроле. Можно воспользоваться рекомендациями, подготовиться первоначально, поучаствовать в этом мероприятии. Несомненно, нужно поговорить с ребенком – что ему не нравится, понять, действительно ли в этом есть то, что может не нравиться, либо просто ребенок имеет иные вкусовые пристрастия, например, не хочет есть овощи или суп. Можно поинтересоваться работой бракеражной комиссии – такая есть в нашем учреждении, перед тем как выдавать блюдо детям, они снимают пробу.